консультирование и подготовка документов

Маркировка товаров единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза - ЕАС.

06 Мая 2019

    Реализуемая на территории ЕАЭС продукция должна иметь маркировку единым знаком ЕАС, если на нее распространяется технический регламент Евразийского экономического союза (технический регламент Таможенного союза). Поэтому ввозимая импортная продукция подлежит обязательной маркировке в соответствии с требованиями технических регламентов ЕАЭС. Знак ЕАС подтверждает, что товар прошел испытания согласно требованиям применяемого технического регламента, безопасен для человека и окружающей среды. Если для местных производителей процедура маркировки не вызывает сложностей, то для импортеров иностранной продукции возникают дополнительные временные и финансовые риски. Требования обязательной маркировки знаком ЕАС регламентируются Решением Комиссии Таможенного союза № 711 от 15.07.2011. При выявлении нарушений в обязательной маркировке импортной продукции таможенный орган возбуждает дело об АП в соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Распространенные нарушения по части маркирования продукции: полное отсутствие знаков ЕАС; маркировка нанесена на транспортную упаковку, на товаре — отсутствует; нелегальная маркировка. Чтобы нивелировать риски, участники ВЭД должны принимать следующие меры: прописывать в контракте с иностранным продавцом обязательные требования нанесения маркировки в соответствии с техническим регламентом к данному товару; согласовать с органом по сертификации полноту сведений, которые указываются на этикетке; после окончательно подтверждения сертификационным центром отправлять образец этикетки производителю для маркирования продукции перед отправкой.

    При декларировании товаров, подлежащих обязательной маркировке ЕАС, участники ВЭД помимо ТК ЕАЭС руководствуются:

  1. Письмом ФТС России №14-88/35479 от 14.06.2018. Данное письмо разъясняет возможность применять процедуру условного выпуска для маркировки товаров единым знаком ЕАС.

    Для этого декларант должен подать в таможенный орган мотивированное обращение об условном выпуске товаров для соблюдения нетарифных мер регулирования. При этом должны быть соблюдены условия: в течение года по статье 16.20 не было административных правонарушений, участник ВЭД является уполномоченным лицом для нанесения маркировки. По завершении маркирования декларант предоставляет подтверждающие документы, вносит в 44 графу декларации действующий разрешительный документ (декларацию или сертификат соответствия), ожидает выпуск продукции в свободное обращение. После можно легально реализовывать товары на территории ЕАЭС.

   2. Письмо ФТС России №01-11/50898 от 15.08.2018. Документ поясняет, что маркировка и оформление разрешительных документов не связаны между собой. Поэтому отсутствие маркировки не является основанием признавать оформленный сертификат (декларацию) соответствия недействительным и возбуждать дело об административном правонарушении. Таможня оставляет право принимать решение о возбуждении АП при отсутствии маркировки в каждом конкретном случае — п. 3 Письма ФТС № 01-11/50898.

    Таким образом, декларантам стоит перестраховаться. Если заранее известно, что прибывший товар не имеет обязательной маркировки, — помещайте товары под условный выпуск для последующего маркирования. При недостаточности сведений — проводите предварительный осмотр, чтобы разработать дальнейший план действий.